Zooritual.su

Зоо Мир
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лошадь советский тяжеловоз

Порода Советский Тяжеловоз

С давних времен лошадь верно служит человеку. Существуют разные породы скакунов, различия между ними зависят от сферы использования. Зачастую к их помощи прибегают, когда нужна тягловая сила или средство передвижения. Бесспорным лидером среди самых сильных коней является Советский Тяжеловоз.

Характеристика лошадей породы Советский Тяжеловоз

Эту лошадь долгое время использовали в аграрной промышленности как альтернативу дорогой технике. Мощные скакуны легко тягали полевые плуги и перевозили тяжелый груз на дальние расстояния. Коневоды смогли привить тяжеловозам неприхотливость, выносливость и кротость.

Возникновение и использование

Тяжеловозная лошадь известна с давних времен. Ее использовали для сельскохозяйственных нужд, а также в составе тяжеловооруженной конницы. Физические параметры этого вида скакунов были необходимы людям по всему миру, что и породило множество линий этого вида жеребцов.

В СССР на Печинковском конном заводе № 23 также была выведена своя порода мощных коней, которых использовали в аграрной промышленности. Ученые взяли за основу Бельгийского Брабансона и путем селекции улучшили его тяговые качества и весовые параметры. Советская тяжеловозная лошадь официально считается самым крупным представителем своей породы и абсолютным рекордсменом по тяговым возможностям.

На сегодняшний день Советский Тяжеловоз мало используется человеком в сельском хозяйстве, поскольку техника требует меньших финансовых затрат. Однако эту породу скакунов все еще используют на лесозаготовках после специального обучения. Советский Тяжеловоз занимается транспортировкой срубленных бревен в России, Америке и Канаде.

Отличительной особенностью этой породы является ее скороспелость. При выведении тяжеловозов ученые держали животных в максимально строгих условиях, из-за чего этот вид жеребцов отличается неприхотливостью и быстрым взрослением.

Некоторые фермеры выращивают Советских Тяжеловозов на убой. Этот вид лошадей является источником большого количества мяса, а кобылы отличаются высокой производительностью молока. Цена конины не слишком высока на внешнем рынке, однако заводчики получают прибыль из-за количества конечного продукта.

Экстерьер лошади

У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:

  • Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
  • Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
  • Уши небольшие, стоят под прямым углом.
  • Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
  • Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
  • Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
  • Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
  • Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.

Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.

Характер

Среди особенностей характера выделяют:

  • спокойствие;
  • кротость;
  • неприхотливость;
  • выносливость.

Советский Тяжеловоз хорошо относится к человеку и редко проявляет агрессию. Подобные черты характера являются заслугой селекционеров, которые отбирали самых покладистых жеребцов для разведения. На сегодняшний день уравновешенность и флегматичность являются фирменными признаками породы, поэтому непокорных скакунов не допускают к случке.

Советский Тяжеловоз не переносит грубости и физического насилия. На лошадь нельзя повышать голос, иначе можно вызвать у нее приступ паники. С Советскими Тяжеловозами следует общаться спокойно и уверенно. Этот вид хорошо различает вербальные команды, и небольшое поощрение заставит их работать усерднее.

Порода славится высоким уровнем интеллекта, за счет чего животных используют для работы на лесопилках. Однако перед этим жеребец должен пройти обучение в течение года: неподготовленное животное может стать причиной аварии и многих жертв.

Условия содержания

Тяжеловозные лошади славятся неприхотливостью в содержании. Для этой породы подойдет денник в 4 кв. м, что всего на 1 м больше, чем у пони.

Некоторые санитарные нормы содержания жеребцов все же есть:

  • В помещении не допускаются сквозняки, резкие запахи и громкий шум.
  • Уровень температуры и влажности должен быть стабильным вне зависимости от сезона.
  • Денник вычищается ежедневно, а конюшня моется раз в неделю.
  • При смене сезона помещение следует продезинфицировать специальными препаратами.

Одним из обязательных условий содержания этой породы является пастбище, где животные пополняют запасы витаминов.

Уход за лошадями породы Советский Тяжеловоз

Если Советский тяжеловоз используется в качестве тяговой силы, у лошади должен быть четкий режим отдыха и работы. Лошадь, которая трудится на износ, может испытывать стресс, который снижает иммунитет животного.

После рабочего дня жеребцу следует обмывать копыта и вычищать ноздри от мусора. Особенно это касается пород, которые трудятся на лесозаготовках. Гриву скакуну следует расчесывать, иначе в колтунах могут завестись паразиты. Чтобы избежать подобного, некоторые фермеры предпочитают заплетать коням косы.

Несколько раз в год Советского Тяжеловоза должен осматривать ветеринарный специалист. Лошадь должна пройти через обязательную вакцинацию.

Рацион тяжеловоза

Животные этой породы не требуют изысков в еде, однако рацион Советского Тяжеловоза должен быть сбалансирован, иначе жеребец не сможет выполнять работу. Советская тяжеловозная голодная лошадь иногда не в состоянии поднять собственный вес, поэтому кормлению жеребцов уделяется большое внимание.

Суточный рацион Советского Тяжеловоза должен содержать такие продукты:

  • Концентрированный корм — 2 кг в день.
  • Чистый овёс — 6 кг в день.
  • Разнотравное сено — 6 кг в день.
  • Сочный корм — 2 кг в день.
  • Ржаная соломенная резка — 0,5 кг в день.
  • Перемолотое льняное семя — 0,5 кг в день.

Не следует давать тяжеловозам солому в чистом виде: этот низкокалорийный корм легко забивает лошади желудок. Перед употреблением овощи следует помыть от земли и порезать крупными кусками. Картофель и свеклу следует отварить, перед тем как давать непарнокопытным.

Читать еще:  Оборудование клетки для волнистого попугая

Не следует давать жеребцам слишком большое количество сочного корма: это может привести к расстройству желудка. Если коней выращивают на мясо, корм должен содержать повышенное количество концентратов. Надо следить за качеством продуктов. Плесень, плохо просушенное сено и непромытые овощи могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Отдельное внимание следует уделить витаминным и минеральным комплексам. Тяжеловозы обладают большим процентом мышечной массы и без нужного количества кальция в организме у них могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Существуют медицинские препараты для улучшения костной ткани, однако пополнить запас витаминов можно и следующими продуктами:

  • костная и травяная мука;
  • рыбий жир;
  • жмых.

Советская тяжеловозная, как любая порода лошадей, потребляет большое количество воды. Поилка у животных всегда должна быть чистой и наполненной. Обезвоживание жеребцов способно привести к летальному исходу или инвалидности.

Заключение

Советский Тяжеловоз — один из самых крупных представителей непарнокопытных. Порода была выведена в СССР на племенном заводе № 23. Эти мощные кони использовались для перевоза груза и стройматериалов на большие расстояния. Также они работали в аграрной промышленности во время посевных.

Порода лошадей советский тяжеловоз

Порода лошадей советский тяжеловоз – одна из самых сильных и выносливых. В 19 столетии её представители перевозили на себе и в повозках грузы весом в несколько тонн. Несмотря на свою силу и крупное телосложение, они отличаются грацией. Характеристики, достоинства и недостатки породы будут обсуждаться в этой статье.

История породы

В середине 19 столетия на юге Нижегородской области и в Мордовии разводили лошадей преимущественно для того, чтобы пользоваться их силой. В этих регионах была необходимость возить лес и производить пахотные работы. Местные жители использовали крепких рабочих лошадей породы битюг и их потомков, которые были получены в результате скрещивания с местными кобылами.

Ситуация изменилась, когда в 19 веке на территорию Мордовии и в Нижегородскую область были доставлены тяжеловозные лошади из Европы – брабансоны и суффольки. Это были поистине гигантские животные, их рост в холке достигал 180 сантиметров. Несмотря на тяжёлое телосложение, это были миролюбивые и послушные лошадки. Но у них имелось несколько недостатков: животные плохо приспосабливались к местному суровому климату, а ещё конституция их тела была рыхлой. В результате скрещивания прибывших из Европы жеребцов с местными кобылами породы битюг на свет появились жеребята с хорошими данными. Хоть они и были несколько мельче брабансонов, но зато обладали плотным телосложением.

В годы Гражданской войны поставка породистых лошадей из Европы временно прекратилась. Племенное стадо, образовавшееся из местных лошадей Нижегородской области и потомков брабансонов и суффольков, содержалось на Починковском конном заводе №23 и в мордовском селе Оброчное. В то нелёгкое время никто не занимался селекцией, а внутри племени лошади беспорядочно спаривались и производили на свет новое потомство. В 1934-1936 годах коневоды заметили, что у потомков европейских лошадей просматриваются устойчивые гены их прародителей. Тогда они решили провести работу, направленную на их закрепление. Вскоре опять началась война, поэтому порода не была зарегистрирована. Только в 1952 году была произведена регистрация, а порода получила название советского тяжеловоза.

Внешний вид и характеристика

Лошадь советский тяжеловоз обладает крепким телосложением. Эти животные рослые, мускулистые. Средний вес жеребца достигает 900 кг. Глядя на этих животных, даже несведущий в коневодстве человек заметит, какие мощные у них конечности, грудь и шея.

Лошадь советский тяжеловоз

Рассмотрим основные характеристики породы советский тяжеловоз:

  • средний рост жеребца в холке достигает 170 кг;
  • вес – 900 кг;
  • массивная мускулистая грудь;
  • крепкая недлинная шея;
  • голова средних размеров, которая на фоне туловища кажется компактной;
  • ушные раковины небольшие;
  • ноздри расширенные;
  • щёки хорошо развиты;
  • спина широкая, прямая, умеренно мягкая;
  • круп мощный, раздвоенный, расположен низко;
  • конечности короткие, мощные, скакательные суставы массивные;
  • копыта крупные правильной формы;
  • умеренная оброслость щёток;
  • волосы в гриве и хвосте густые;
  • масть у советских тяжеловозов – рыжая, гнедая, а также рыже-чалая или гнедо-чалая.

Внимание! У представителей этой породы иногда встречается дефект – неправильная постановка задних конечностей (косолапость). Это не отражается на рабочих характеристиках лошадей, но может стать причиной отбраковки при разведении на племя.

Чтобы понять, насколько это мощные и выносливые лошади, достаточно представить, как благодаря усилиям единственного животного с места трогается состав весом 15 тонн. В ходе одного испытания в городе Тамбове жеребец по кличке Форс смог провести 23 тонны груза на расстояние 23 метра. Эти цифры помогают оценить силу и мощь советского тяжеловоза. Вот почему этих лошадей можно по праву считать достоянием России.

Уход и особенности содержания лошадей

Хотя советские тяжеловозы и неприхотливы, всё же следует знать некоторые особенности ухода за этими лошадьми. Крупных животных нужно содержать в просторной конюшне. Там должно быть сухо и светло. Важно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха. Около конюшни оборудуют выгульную площадку.

Лошадь на выгульной площадке

Поскольку эти животные используются на тяжёлой работе, они сильно устают. После каждой активной прогулки или физического труда тяжеловозам омывают копыта из шланга и чистят ноздри от пыли и слизи. Грива и хвост тоже нуждаются в уходе. Волосы необходимо мыть 2 раза в неделю, используя специальные средства. После высыхания их расчёсывают щёткой из натуральной щетины.

Внимание! Каждую особь должен регулярно осматривать ветеринар. Коневодам нужно придерживаться графика вакцинации.

Чтобы кони были здоровы, а жеребята правильно развивались, им предоставляют полноценное питание. В ежедневный рацион включают:

  • зерновые культуры;
  • сено;
  • свежую траву;
  • корнеплоды, овощи;
  • минеральные добавки.

Разведение

Кобылы породы советский тяжеловоз отличаются высоким показателем молочности. За период лактации они способны давать свыше 3000 литров молока. Это одно из преимуществ породы. Показатель их плодовитости находится на среднем уровне – 75%. Кобыл можно случать с жеребцами начиная с трёхлетнего возраста, а привлекать к работе – с 2,5 лет. Жеребята склонны быстро набирать вес. Ежедневно он увеличивается на 1,8-2 кг. Благодаря такому темпу роста, шестимесячные жеребцы весят почти 500 кг.

Внимание! Представительниц породы советский тяжеловоз можно использовать для воспроизводства до 17 лет. В редких случаях кобылы способны приносить потомство и до 20 лет.

После распада Советского Союза порода переживает кризис. На конных заводах, где содержится племенное стадо, прекратили проводить испытания жеребят, да и численность поголовья значительно сократилась. Однако племенные жеребцы и кобылы пользуются спросом в Европе. В России некоторые фермеры также предпочитают использовать живую силу коней вместо сельскохозяйственной техники, на обслуживание которой нужны немалые деньги.

Читать еще:  Миноры аквариумные рыбки совместимость

Советский тяжеловоз — история возникновения породы лошадей, внешний вид, развитие в наши дни

Автор: · Опубликовано · Обновлено

Лошади породы Советский тяжеловоз занимают важное место в развитии хозяйственной деятельности человека. Этот вид животных с древних времен помогал людям осваивать новые территории, участвовал в сельскохозяйственных работах, спасал жизни, был в Великих сражениях. За много веков было создано огромное количество самых разнообразных пород лошадей, имеющих различные направления продуктивности. Тяжеловозные породы заняли свои места в промышленном развитии страны. Советский тяжеловоз является одной из юных пород в этом направлении. В процессе развитие люди пытались заменить человеческий труд на машинный. Но, к сожалению, всё это происходило не так быстро, как хотелось бы. И именно тогда, во времена, когда производство требовало большого развития, нужны были такие лошади.

Возникновение породы

На территории Мордовии, на юге Нижегородской области имеется территория, где леса соприкасаются со степями. Жители тех мест нуждались в лошадях, которые имели бы хорошую рабочую силу и тяговую мощность. Это было необходимо для того, чтобы возить лес, который имел весьма существенный вес. Такая работа была тяжелой. К тому же необходимо было проводите распашку под сельскохозяйственные посевы. Средняя статистическая лошадь, которая была тогда у крестьян не подходила для таких тяжелых работ. Поэтому актуальным для тех мест было создание упряжной лошади, имеющей крупные объемы тела, большую силу, которая зависела от массы животного.

Тогда на территории Нижегородской области в основном преобладали чистокровные лошади и пришедшие с реки в Тамбовской области их родственники, которые были скрещены с местными породами лошадей. Их было просто выращивать и разводить, так как имелось достаточное количество кормов. В конце 19 века на территорию Мордовии стали заводить породы лошадей прямиком из Европы. Как правило, это были Суффолки и Брабансоны. Лошади обладали поистине гигантскими размерами. Высота в холке достигала 180 см. Поэтому за основу в дальнейшем разведении советских тяжеловозов были взяты именно эти лошади.

Но, как выяснилось, брабансоны не были и не имели способность к акклиматизации на русской земле. Конституция тела была рыхлой. В процессе их пребывания на территории Мордовии происходило скрещиванием жеребцов барбансонов с местными кабылами, потомство которых было меньшего размера, но с более крепкой конституцией тела. Когда началась Гражданская война из Европы перестали завозить племенных животных. Поэтому оставшиеся кони были на территории Нижегородской области и Мордовии. В результате внутри табуна было самопроизвольное скрещивание, которое никто не контролировал. И в середине тридцатых годов начали появляться жеребята, имеющие устойчивый породный признак. Такая ситуация позволила селекционерам провести работу, чтобы закрепить полученные признаки. Но из-за военных действий, официально оформить новую рабочую породу не удалось. Завершить процесс оформления и признать породу удалось в 1952 году, тогда же она и получила название Советский тяжеловоз. Через 9 лет селекционеры вновь попытались скрестить советскую тяжеловозную порода с брабансонами. Было закуплено 3 племенных лошади.

Двух самцов поместили на Починковский завод и одного на Мордовский завод. В результате данный эксперимент обернулся неудачей. Получившийся молодняк имел рыхлость и некрепость конституции тела. Они были грубыми, что соответствовало породным качествам брабансоновской породы лошадей. Как раз с этими качествами и боролись долгие годы. В 1987 году провели повторный опыт, который также закончился ничем.

Описание породы

Как только смотришь на фотографию этой породы лошадей, сразу понимаешь, что она относится к тяжеловозной породе. Способна выполнять сложные работы из-за того, что ее тело было приспособлено для этого. Имеет массивный внешний вид, область груди широкая, мощные мышцы в передней части туловища. Голова среднего размера, также имеет хорошо развитые мышцы и широкие ноздри. Уши прямые, небольшие, однако есть лошади, у которых они висят. Область холки практически не выражена. Шея постепенно переходит в обвисшую спину, которая прекрасно приспособлена для седла, хотя само животное не было создано для подобных целей. Важное значение для оценки животного и его способности к тяжелым работам, это строение крупа и задних конечностей.

Данная порода имеет всё необходимое для этого. Поясница широкая переходит в обвислый раздвоенный круп. Бедренная часть короткая, завершается длинным скакательным суставом. Часто встречается наличие косолапости у лошадей данной породы, но на их работоспособность это не оказывает никакого влияния. Но для племенного разведения, как правило, эти животные не используются. Лошади породы Советский меринос являются одним из самых больших упряжных животных среди пород, созданных на территории Европы и России. Масса взрослого жеребца 900 кг масса кобылы 700 кг, высота в холке 1 м 55 см 1,7 м. Имеет свойственную брабансонам флегматичность, спокойный нрав, доброту. В процессе селекции они лишились оброслости на конечностях, что упрощает уход за животными. Но в подарок они получили густой хвост. Стоит отметить то, что лошади из Починковского и Мордовского конезавода имеют отличительные особенности. Мордовские лошади имеют более изысканный внешний вид, они активные, тело более короткое и они темпераментные. Лошади имеют поистине потрясающие тяговые качества, сравнимые с трактором. Им по силам справляться с сельскохозяйственными работами наравне с техникой. С данными лошадьми были проведены испытания в 1957 году.

Читать еще:  Советский тяжеловоз фото

Тогда жеребец на ипподроме в Тамбове смог тащить груз имеющий вес 23 тонны, на расстояние 23 м. Такой результат был поистине впечатляющим. Но если не стремиться к таким достижением то представитель советского тяжеловоза может тащить груз в 15 тонн. Для данных лошадей считается нормальными тренировки, на которых они должны пройти 2 км с весом 4,5 тонны. В результате скрещивания тяжеловоз приобрёл у местных пород резвость. С весом в полторы тонны груза животное может без затруднений двигаться рысью. Но для личного подсобного хозяйства такая лошадь не пригодится.

Стоимость содержания такого животного выйдет в приличную сумму, так как лошади имеют хороший аппетит, а выращивание становится затруднительным из-за больших габаритов тела. Лучше всего использования советского тяжеловоза в крестьянско-фермерском хозяйстве, если ведутся работы по транспортировке кормов, заготовке сена. Также животные используются и на больших сельскохозяйственных предприятиях. Например, чтобы помогать при обслуживании в больших комплекса по выращиванию разных видов животных.

Советский тяжеловоз в наши дни

Активное совершенствования и развития породы Советский тяжеловоз продолжалось вплоть до 1990 года. Лошади участвовали в выставках и соревнованиях не только на территории страны но и за рубежом. Но после того как СССР распался конезаводы стали испытывать сложности. Был риск полного и исчезновения данной породы лошадей. Количество маток сократилось в два раза, перестали вывести отбор молодняка.

На сегодняшний день в этой области картина стала лучше, так как на территории европейских стран порода ценилась и поэтому сохранилась. Сегодня имеется стабильный спрос на породу лошадей Советский тяжеловоз. Некоторые животноводческие предприятия также внедрили данную породу для обслуживания ферм с целью сокращения расходов на топливо. Племенное разведение тяжеловозов велось и Войковской области мордовской АССРЮ, Владимирской и Ярославской областях. Если есть желание купить лошадь породы Советский тяжеловоз с целью получить хорошую рабочую силу, то лучше обратить внимание на конезаводы Мордовии и Нижегородской области.

На сегодняшний день потребности в данной пароде мало. Проблема использования заключается в том, что персонал, который мог бы работать на лошадях такого типа нужно. Но есть любители, которые содержат этих лошадей так же их можно встретить на крупных хозяйственных предприятиях.

Советская тяжеловозная лошадь

Самой распространенной породой лошадей, выведенной в нашей стране, по праву считаются советские тяжеловозы. Эта порода лошадей была выведена путем скрещивания шаговых рабочих брабансонов с лучшими местными упряжными лошадьми. При этом использовали поглотительный и воспроизводительный методы скрещивания. Основными местами проведения работ по выведению новой породы были такие конные заводы, как Мордовский, Починковский, Александровский и Ярославский. На Завиваловском и Перевозском конезаводах также хранится хороший племенной генофонд. Неоценимый вклад в племенную работу по разведению советской тяжеловозной породы внесли такие выдающиеся личности, как профессор Д. А. Кисловский, кандидат сельскохозяйственных наук Д. М. Лебедев, зоотехники И. А. Анцин, Г. И. Конюхов и другие. И сейчас продолжается усовершенствование советской породы по плану, разработанному И. И. Сорокиной (ВНИИК).

Официальной датой утверждения советской тяжеловозной лошади как новой породы является 1952 год.

Выращивание племенных лошадей, как правило, происходит в конюшенно-пастбищных условиях содержания.

Советский тяжеловоз обладает следующими достоинствами: высокий рост, крепкое и мощное сложение. Стандартные параметры лошади такой породы таковы (в см):

  • высота в холке — 161,5;
  • косая длина туловища — 167.2;
  • обхват груди — 206,6;
  • обхват пясти — 24,7.

Промеры кобыл дали следующие результаты, соответственно (в см): 159,4 — 167.3 — 203,7 — 23,8.

В среднем, живая масса жеребцов составляет 780 кг, кобыл — 650 кг.

Самые распространенные масти советского тяжеловоза: рыжая, рыже-чалая и гнедая.

Экстерьер советской лошади характеризуется средней, пропорциональной величине лошади головой. Длинная мускулистая шея. Широкий раздвоенный круп, мощная спина. Глубокая округлая грудь. Оброслость на ногах умеренная. Грива и хвост густые.

Гармонично, крепко сложенные советские тяжеловозы отличаются спокойным и, в то же время, энергичным темпераментом, высокой работоспособностью, неприхотливы в уходе и нетребовательны к пище. Поэтому они являются самой популярной породой лошадей в России.

Высокая скороспелость лошадей этой породы такова, что жеребята в подсосный период прибавляют в массе до 2 кг в сутки. Кобылы советской породы производят большое количество молока: к примеру, кобыла по кличке Рябина стала рекордсменкой, давшей в течение 384 дней лактации 6173 л молока. Жеребцы советские тяжеловозы являются основными улучшителями местных лошадей.

Советский тяжеловоз очень вынослив. Так, проведенные на Тамбовском ипподроме испытания на максимальную грузоподъемность дали такие результаты: 6-летний гнедо-чалый жеребец Форс (1951 г.) вывез груз (сцеп полков на колесах с пневматическими шинами) массой 22 991 кг. Другое испытание — на срочную доставку груза шагом — с лучшим результатом было выполнено жеребцом по кличке Зубр (1964 г.). Расстояние в 2 км он преодолел за 11 минут 51,8 секунд, причем повозка была массой 4,5 т (сила тяги 150 кг).

Такое сочетание положительных качеств советской тяжеловозной породы сделало лошадей этой группы незаменимыми как в сельском хозяйстве, так и в транспортной сфере, а также в мясном и молочном коневодстве.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector