Zooritual.su

Зоо Мир
38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сфинкс это определение

Символизм Сфинкса

Различные виды сфинксов известны с древнейших времен. Великий Сфинкс, расположенный в Гизе на западном берегу Нила, — самая старая из сохранившихся на земле монументальных скульптур. Как этот, так и другие египетские сфинксы имеют тело льва. Наиболее распространенными являются «андросфинксы», лица которых сделаны человеческими. Они часто изображали конкретных фараонов, в честь которых возводились. Наряду с ними в древнем Египте можно встретить «иеракосфинкса» с головой сокола (в честь бога Гора, обычно изображаемого с соколиной головой), а также «криосфинкса» с головой барана (в честь бога Амона).

Египетский сфинкс

Традиционная версия приписывает создание Великого Сфинкса фараону из IV династии — Хафре (в греческом произношении Хефрену), который правил Египтом около 24 лет в 26-м веке до н. э. Впрочем, единства среди историков по этому вопросу нет — некоторые считают, что это массивное сооружение было создано еще в додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.), а наиболее фантастические теории отводят ему более десяти тысяч лет.

В древних восточных цивилизациях лев, как правило, всегда означал власть Солнца или кого-то из солнечных богов. Само имя фараона Хафра несет в себе имя солнечного бога Ра и означает «подобный Солнцу» или «воплощающий в себе Солнце». Возможно, для древнего человека сама морда льва, окруженная пышной гривой, чем-то напоминала солнечный диск, испускающий во все стороны от себя золотистые лучи. Как бы то ни было, солнечный символизм льва имеет глубочайшие корни и сохраняется до нашего времени — например, в астрологии, где зодиакальный знак Льва считается «обителью» Солнца (т. е. когда Солнце находится в этом знаке, его астрологическое влияние усиливается и, как правило, приобретает более благотворный характер).

Однако, само слово «сфинкс» — не египетского, а греческого происхождения. Как назывались существа с львиным телом и человеческой головой в Древнем Египте, с достоверностью сказать невозможно. По-видимому, греки, которые с большим интересом изучали египетскую цивилизацию, переняли идею сфинкса в свою собственную мифологию, параллельно углубив и развив этот образ. Косвенно об этом может свидетельствовать и тот факт, что согласно греческой легенде сфинкс терроризировал жителей города Фивы в Беотии. Отметим, что город с таким же названием существовал и в Египте и долгое время был столицей этого древнего государства.

Слово «сфинкс» означает «душительница». Оно связано с легендой об Эдипе, который освободил фиванцев от этого грозного проклятия. Богиня Гера наслала сфинкса в наказание за преступление царя Лая. Сфинкс задавал загадки и убивал всех, кто не мог их отгадать. Главная его загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Ответом на это служит слово «человек». На вульгарном уровне это объясняют так: «утро» означает младенчество, когда ребенок еще не научился ходить, но ползает на четвереньках; «день» — зрелый возраст, когда человек ходит на двух ногах; «вечер» — старость, когда он опирается на трость (третья «нога»). Впрочем, как мы увидим далее, существует и более глубокое понимание ответа на эту загадку.

Греческий сфинкс

В отличие от своего египетского аналога, греческий сфинкс изображается с крыльями. Обычно его описывают как синтетическое существо, несущее в себе части четырех животных. Он имеет львиное тело и лапы, бычий хвост, орлиные крылья и человеческую голову (в других вариантах тело у него бычье, а львиные — только лапы).

В дальнейшем для философов-герметиков такой сфинкс обозначал синтез четырех священных животных из видения пророка Ихезкеля (в христианской традиции — Иезекииля). Трактаты, приписываемые легендарному мудрецу древности — Гермесу Трисмегисту, стали широко известны в Европе в эпоху Ренессанса. Ими занимались философы, алхимики и каббалисты. Алхимия видела в символах различных животных определенные силы природы, влияющие на материальный мир. Они также соответствовали душевным качествам людей — их добродетелям и порокам.

У самого Ихезкеля мы читаем следующее (глава 1, 4-10): «И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него… И внутри него — подобие четырех живых существ… И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них… И образ лиц их — лицо человека, и лицо льва — справа у четырех, и лицо быка — слева у четырех, и лицо орла у четырех».

Комментаторы обычно объясняют это видение так, что каждое из четырех живых существ обладало всеми четырьмя лицами, совмещая в себе льва, быка, орла и человека. На символическом уровне они представляли то же, что и греческий сфинкс — синтез четырех духовных сил. Эти же силы представлены и в Новом Завете, в Откровении Иоанна (глава 4, 2-7): «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, а четвертое животное подобно орлу летящему».

Почему древние приписывали такое огромное значение именно этим четырем существам? Важность человеческого образа или лица вполне очевидна — мы сами, будучи людьми, ассоциируем и изображаем духовное по аналогии с самими собой. Но что делает человек в компании двух зверей и птицы? Возможно, отчасти свет на это прольет взгляд в астрологию.

Знаки Зодиака были известны с древнейших времен. Когда-то они соответствовали созвездиям, которые получили свои имена по героям мифов и легенд (в дальнейшем в результате прецессии знаки Зодиака и одноименные созвездия разошлись). Если посмотреть на зодиакальный круг, мы обнаружим на нем знаки Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, образующие между собой крест. Это так называемый «фиксированный» крест у астрологов (который существует наряду с «кардинальным» и «мутабельным» крестами).

Здесь мы видим знак Тельца в северо-восточной части эклиптики и знак Льва — в северо-западной. Водолей очевидным образом представляет собой человека и занимает юго-восточную сторону. Остается Скорпион на юго-западе. Казалось бы, он здесь совершенно лишний — в образе сфинкса ничто ему не соответствует. Однако, не будем спешить. Если внимательнее изучить карту звездного неба, мы обнаружим созвездие Орла недалеко от Скорпиона. Можно предположить, что у народов древности Орел когда-то играл ту роль, которая позже перешла к Скорпиону. Это созвездие могло служить четвертым углом фиксированного креста для астрологов.

Читать еще:  Канадский сфинкс особенности породы

Традиционно эти же знаки Зодиака связываются с силами четырех элементов, или стихий. Лев представляет огонь (и потому он хорошо служит символом Солнца — источника света и тепла для нашей планеты), а Телец — землю. Образ Водолея у любого читателя с первого раза легко ассоциируется с водой, тогда как Орел, будучи летающим существом, должен обозначать воздух. Однако, в астрологии они меняются местами: Водолей соответствует воздуху, а Орел (точнее Скорпион) — воде. Это связано с общим правилом в порядке следования знаков Зодиака, в которое мы здесь не будем вдаваться.

А раз уж речь зашла о четырех элементах, неудивительно, что и человеческие душевные качества подчиняются той же схеме. Огню (и льву) соответствуют холерики, воздуху (и человеку) — сангвиники, воде (и орлу) — флегматики, а земле (и тельцу) — меланхолики. Такую классификацию можно встретить еще у античных авторов. И хотя она довольно упрощенная и не в силах отразить все хитросплетения человеческой души, ее до сих пор используют в психологии.

Все это и многое другое означал сфинкс для философа, заглядывающего под внешний покров и стремящегося глубже постичь его тайны. В оккультизме с каждым из четырех животных связываются определенные достоинства или добродетели, которые должен был взрастить в себе адепт, идущий по пути Магии. «Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку природы, должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его человеческую голову, чтобы владеть словом; орлиные крылья, чтобы завоевывать высоты; бока быка, чтобы обрабатывать глубины; львиные когти, чтобы расчищать себе место направо и налево», — писал Элифас Леви в 19-м веке в своей книге «Учение и ритуал высшей магии».

Наконец, и сама загадка сфинкса вместе с ответом на нее с эзотерической точки зрения несет в себе гораздо большую глубину. Она отражает процесс, лежащий в основе творения. Еврейский каббалист увидит в ней последовательность миров — Акудим, Некудим и Брудим (сами термины заимствованы из книги Берешит 31:10), о которых говорит его учение. Для пифагорейца это будет переход между кватернером, бинером и тернером. Каждый выразит это своими словами, но суть в том, что начальный этап творения привел к устойчивому и чистому состоянию — число 4 (в эзотерике — символ устойчивости, прочности). В дальнейшем в творении раскрываются корни зла, что приводит к кризису — число 2 (символ противоборства двух сторон). Наконец, кризис разрешается числом 3, которое примиряет в себе враждующие силы, возвращая их к единству.

И человек на своем пути проходит такую же историю. Каббала показывает это на примере первого человека — Адама. Четверка — это Адам до греха, живущий в раю. Это его символическое младенчество, или утро. Двойка — Адам в грехопадении, борющийся за свое выживание и «в поте лица» добывающий себе хлеб. Это зрелый возраст, или день. Наконец, пройдя через горнило страданий и исправив себя служением Богу, является Адам восстановленный — вернувшийся к своей первоначальной божественной славе. Это число 3 — вечер, или последний этап жизненного цикла. Неудивительно, что ответом на загадку сфинкса было это таинственное и великое слово — «Человек»!

Сфинкс

Развернутый символ человека, выражающий своими формами части и разновидности человеческого существа. Потому слово «человек» и является решением загадки сфинкса. части составляющие сфинкса: голова когти тело крылья человека льва быка орла (ангела) соотнесение частей составляющих сфинкса с — символами евангелистов: Матфей Марк Лука Иоанн — темпераментами: холерик сангвиник флегматик меланхолик — качествами, свойствами характера: воля смелость работа интуиция — силы человека: разум жизнь тело нервная сила

  • Символическое изображение цели, достигаемой магом.
  • Изображение сфинкса фр. художником спиритуалистом Jean(ом) Delville(ем): человеческая фигура, охватывающая ногами (соотносится с животом) быка; руками (соотносится с грудью); льва за гриву и челюстями — орла за цепь, охватывающую его шею. Всю группу животных побуждений, составляющих бессознательную часть человека, обнимают крылья ангела — воля.

Сфинкс. символневедения. «Лицо девы означает то, что ум, занятый красотой, не может быть восприимчив к мудрости и знанию. Чресло льва и его сила означают самодовольство и надменность. [Эмблемата-2; табл.7-11, с.134]

Сфинкс — монстр с женскими головой и грудью, львиным телом со змеиным хвостом и с огромные крылья. Путникам, направлявшимся в Фивы, он задавал загадку: „Что ходит на четырех ногах, на двух и на трех, и чем больше ног, тем оно слабее?“ Тех, кто не мог разгадать загадку, он пожирал. Эдип уничтожил Сфинкса, дав правильный ответ: „Человек: рождаясь, он ползает на четвереньках, а в старости опирается на палку“. Эдип изображается стоящим перед Сфинксом в размышлении. На земле разбросаны кости предыдущих жертв.

В некоторых версиях мифа о царе Эдипе перекресток стал местом его роковой встречи с незнакомым ему отцом и Сфинксом — в данном случае это место стало аллегорией судьбы.

он приходит в Фивы. Перед воротами города лежала Сфинкс — существо с лицом и грудью женщины, и телом льва. Она задавала каждому проходившему загадку, и того, кто брался, но не .йог справиться с этой задачей, Сфинкс разрывала на части. Таким образом она погубшт сына нового царя, и царь объявил, что отдаст все царство и руку Царицы Иокасты, матери Эдипа, тому, кто избавит город от страшной Сфинкс.

Эдип разгадывает загадку Сфинкс: МНМ [ править ]

В греческой мифологии чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой на Фивы в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа (Schol. Eur. Phoen. 1760), С. расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?»). Не сумевшего дать разгадку С. убивала и таким образом погубила многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта (Apollod. III 5, 8). Удручённый горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от С. (Eur. Phoen. 45-49). Загадку разгадал Эдип, С. в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (Hes. Theog. 319—327; здесь её родителями названы Орф и Эхидна). Имя С. возникло из сближения с глаголом spingo, «сжимать», «удушать», а сам образ — под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; её одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения (Paus. IX 26, 2).

Читать еще:  Большой сфинкс что это

Сохранилось сообщение о сатировской драме Эсхила «Сфинкс», где самой С. приходилось отгадывать загадку, заданную ей Силеном: «Что находится у него в руке, спрятанной за спиной, — живое существо или мертвое?». Так как Силен прятал в ладони птичку, которой быстро мог свернуть шею, то С. не имела шансов дать верный ответ и должна была признать свое поражение.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Сфинкс, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 7318 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 480 Словарь)]

Что такое сфинкс

Большой сфинкс – это огромная статуя льва с головой человека, длиной 73,5 м и высотой в 20 м (с шестиэтажный дом). Это самая древняя скульптура на нашей планете. Сохранилась она благодаря тому, что многие века стояла засыпанной песком. Большой сфинкс у пирамид Гизы – самый известный, но не единственный в Египте памятник такого рода.

Значение сфинкса

В Древнем Египте богов всегда изображали с туловищем человека и головой какого-либо животного. У сфинкса же голова человека размещена на теле льва. Получается «бог наоборот»: олицетворение единства львиной силы с человеческим умом и способностью мудро распорядиться этой мощью. В этом значение Большого сфинкса.

В камне высечены черты лица одного из фараонов, захороненных в Гизе. Исполинский памятник, как и пирамиду-гробницу, он сам себе воздвигал ещё при жизни, на протяжении многих лет.

Большой египетский сфинкс

Основная гипотеза: голова Большого сфинкса – это скульптурный портрет фараона Хефрена, сына Хеопса, и памятник построили в годы его правления (2,5 тыс. лет до н.э.)

Но есть причины усомниться в верности этой основной гипотезы:

  • В сохранившихся древнеегипетских папирусах записаны многие детали строительства культовых сооружений: кто и когда построил, каковы были расходы. Но про Большого сфинкса там не сказано ничего.
  • О Древнем Египте писали великие греческие учёные: Гекатей Милетский, Страбон, Геродот. Они видели пирамиды Гизы своими глазами, путешествуя по Египту. Но никто из них о Большом сфинксе не говорит ни слова.

Возможно, греки не видели огромной статуи, потому что она была целиком засыпана песком. Живший на 600 лет позже Геродота римский учёный Плиний Старший (I век н. э.) упоминает, что Большого сфинкса уже не в первый раз очищают от песков, нанесённых на памятник ветром пустыни.

Большой сфинкс постоянно заносился огромными «сугробами» из песка. Окончательно его очистили от этих наносов только в 1930-х годах. На старых фото начала ХХ в. мы видим только голову существа, торчащую из песка.

Сфинксы в Египте

Большой сфинкс – не единственное мифическое существо в Египте. Это распространённый образ в древнеегипетской мифологии. У многих храмов страны стоял свой маленький сфинкс. Он не всегда так выглядит, как Большой. Тело всегда львиное, а вот голова может быть не только человеческой, но также соколиной или бараньей.

Неизвестно, как сами древние египтяне называли этих существ. Имён у них было много, а вот обобщающее слово не сохранилось. Сфинкс – слово греческое. Увиденные в египетских храмах необычные памятники впечатлили древних греков, и они сделали странных существ героями своих мифов и легенд. В этих историях сфинксы выступают страшными чудовищами, а значение слова «сфинкс» переводится буквально как «душитель».

Статуя сфинкс и пирамиды

Из чего сделан Большой сфинкс? Как и пирамиды – из известняка. Только пирамиды выложены из блоков, а сфинкс – вырублен из монолитной известняковой скалы. Лицом памятник обращён к восходу Солнца, а позади него стоит пирамида Хефрена.

Возможно, с ней памятник был соединён подземным ходом. Радиолокационным методом под левой лапой исполинской статуи обнаружили узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды. А рядом с Камерой Царицы нашли полость больших размеров. Также было установлено, что под лапами сфинкса есть полости прямоугольной формы.

Храм сфинкса Древнего Египта

Неподалёку от Большого сфинкса, в юго-восточном направлении от него, стоял загадочный храм, выстроенный из гранита. Его египтологи назвали Храмом сфинкса. В древности он находился на возвышении. Теперь его руины со всех сторон окружены песками, и кажется, что храм находится ниже уровня земли.

Шестнадцать колонн из огромных гранитных блоков держали высокую крышу огромного зала, который продолжался тремя длинными узкими коридорами.

Среди этих руин, в колодце или глубокой яме, располагавшейся внутри Храма сфинкса, в XIX веке нашли девять статуй фараона Хефрена, которые туда побросали арабы или турки. У большинства скульптур были отбиты голова или голова вместе с руками.

Практически целиком сохранились 1 статуя из диорита (168 см высотой) и 1 – из граувакки (120 см). Они выставлены в Каирском музее. Фараон изображён сидящим на троне, ножки которого заканчиваются львиными лапами.

Возраст сфинкса

Согласно основной гипотезе, Большой сфинкс был построен в годы правления фараона Хефрена – 2547-2521 гг. до н. э. (или 2570–2530 гг. до н. э., по другим данным).Однако есть и другие предположения по поводу того, сколько лет этой статуе.

На львином теле памятника обнаружили следы водной эрозии. А на других постройках Гизы есть только ветровая либо песчаная эрозия. Из этого сделали вывод, что Большой сфинкс старше пирамид. Он стоял, когда пустыня ещё не поглотила плато Гиза, и климат там был влажным и дождливым – около 7 тыс. лет до н.э.

Читать еще:  Канадский сфинкс окрасы с фото

А может быть, исполинская статуя была возведена ещё раньше. Не древними египтянами, а цивилизацией, которая заселяла эти территории до них. А египтяне сбили с головы существа её прежние черты и нанесли на неё лицо фараона. В пользу этого предположения говорит то, что голова памятника непропорционально мала, относительно его туловища. Точно определить возраст колосса не представляется возможным.

Нос сфинкса

Нос всегда имел особый смысл в его образе. Загадочная ухмылка Большого сфинкса не понравилась арабским (или турецким, по другим данным) мамелюкам. Они подкатили к голове пушку (туловище ведь было засыпано песком) и обстреляли «языческого идола».

Совсем разрушить памятник им не удалось, но изуродовали они его изрядно: отстрелили сфинксу и нос, и бороду. Нос навсегда утрачен, а остатки бороды хранятся в Британском музее.

Когда именно это произошло, неизвестно. Но при посещении Египта Наполеоном (1798), сфинкс уже был безносым. На его лице также есть следы от вбитых клиньев: мамелюки были не единственными, кто пытался разрушить голову скульптуры.

Никто из учёных египтологов не знает всё о сфинксе. Разгадать все его тайны не представляется возможным: слишком это древний памятник.

История Сфинкса и его символизм у разных народов мира

Сфинкс — мистическое существо, герой мифов Древней Греции и Египта. Это зооморфная сущность символ глубинной связи, сокрытых тайн. Сфинкс рассматривается как энигматический символ, ассоциировался с царской властью и стражами. Ассоциируется с тайной, которую скрывает.

Сфинкс у разных народов

В литературе есть вариации существа, и каждая отличается. Один из вариантов — фиванский Сфинкс, упоминается в легенде об Эдипе. В мифе у сущности женская голова и грудь, тело быка либо собаки, лапы льва, хвост дракона, крылья птицы. Исследователи объясняют: этот образ – альянс главных стихий и женского начала.

Сфинскс, как и другой монстр, ассоциируется с хаосом, безумной разрушающей все на пути мощью, что носит в себе иррациональную природу. Поэтому его можно сразить с помощью силы разума. В легенде он повержен Эдипом, несущим в себе мужское начало.

Один из египетских сфинксов имеет голову барана, что ассоциируют его с Богом Амоном – покровителем черного небесного пространства и воздуха. Египетские сфинксы в отличие от греческих изображались с мужской головой и туловищем льва (также проводилась параллель с мужским началом).

В каждое сочетание людских и звериных частей тела в мифах вкладывался смысл. Данная сущность – это символ загадочности. Есть мнение, что он хранитель потустороннего мира.

Мифическое существо древнего Египта

Первые скульптуры получеловека-полульва в Древнем Египте найдены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются Х тысячелетием до н. э. Частью древнеегипетской культуры подобные изображения были ещё во время древнего царства.

Известная скульптура в мире – огромный сфинкс, охраняющий пирамиды в Гизе. Распространенные варианты изображения существа считаются эти:

  • андросфинкс — привычный облик чудища с человеческой головой. Чаще изображалось лицо фараона;
  • иеракосфинкс — использовалась голова сокола. Подобные существа стерегли храмы бога Гора.
  • криосфинксы — сущность с головой барана.

Но это не все варианты. Поминальный храм Аменхотепа III имеет изображения сфинксов с телами крокодила.

Легенда о сфинксе в Древней Греции

Греческое чудовище отличается от египетского. Оно имеет крылья грифона, туловище пса, лапы льва и голову женщины. Считается, что это существо детище Тифона и Ехидны. В первой версии легенды родителями его являлись Химера и Орф. Сущность уничтожала особей мужского пола.

Согласно мифу, Гера послала существо на Фивы в наказание – один горожанин богохульствовал. Чудовище любому, кто проходил мимо, задавало вопросы. Никто не сумел ответить на них, после чего оно убивало жертв. Люди гибли от лап Сфинкса, но сразиться с ним решил Эдип – будущий царь. Сфинкс спросил:

Кто ходит на четырех ногах утром, на двух – в полдень и на трех вечером, причем на четырех и трех ходит хуже, чем на двух?

Эдип не колеблясь сказал, что это человек – сначала он передвигается на четвереньках, когда взрослеет, становится на две ноги, а старым передвигается с помощью клюки. Чудовище огорчилось и задало вторую загадку:

Назови двух сестер, одна из которых порождает другую, а та в свою очередь порождает первую.

Эдип заявил, что это день и ночь — и этот ответ раздосадовал чудовище. Оно проиграло. А после сущность бросилась в бездну.

Есть еще одна версия легенды. Она гласит, что полудевушка-полульвица с крыльями уничтожала людей, а не загадывала им загадки. А Эдип победил ее непосредственно в сражении.

Индийский сфинкс

В период эллинизма мотив получеловека-полульва популярен и за пределами Греции. В Индии также сохранились подобные скульптуры, и есть специальные термины для полулюдей-полульвов, звучит один так: «пурушамрига».

Статуэтка индийского сфинкса.

На юге Азии, на Филиппинах и сегодня популярны обереги с изображением сфинкса.

Сфинкс в современном мире

Есть древние мифические сущности, настолько входящие в культуру, что спустя века не теряют актуальности. Людьми используется символ дракона, чья популярность не уменьшается на протяжении веков. История со сфинксом аналогична.

Сфинкс — символ оккультизма.

В европейское искусство сущность вернулась в эпоху маньеризма. Изображения появлялись на фресках, создавались новые скульптуры. Чаще это полуженщины, с длинными волосами, обнажённой грудью.

С наступлением классицизма образ получеловека-полульва становится популярнее. Чудовище стало появляться на картинах, в архитектуре. Изображение головы сфинкса украшало бланки документов, использовалась как регулярная деталь декора различных предметов.

Не обошли такой яркий, говорящий элемент и масоны. Они решили, что это – символ-мистерий. В США эти сущности и сегодня устанавливаются у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

Сфинкс — важный символ и в Древней Греции, и Древнем Египте, он привлекал людей на протяжении истории человечества. Одно из узнаваемых мифологических чудищ. Неизвестно, существовало это воплощение мудрости и таинственности или нет, но память о нем будет жить долго.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector