Zooritual.su

Зоо Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образ жизни паукообразных

§ 25. Класс Паукообразные

Представители паукообразных — это восьминогие сухопутные членистоногие, у которых тело разделено на два отдела — головогрудь и брюшко, соединенные тонкой перетяжкой или слитые. У паукообразных нет усиков. На головогруди располагаются шесть пар конечностей — две передние пары (ротовые органы), которые служат для захвата и измельчения пищи, и четыре пары ходильных ног. На брюшке ног нет. Органами дыхания у них являются легкие и трахеи. Глаза у паукообразных простые. Паукообразные — раздельнополые животные. Класс Паукообразные включает более 60 тыс. видов. Длина тела различных представителей этого класса от 0,1 мм до 17 см. Они широко распространены по земному шару. Большинство из них — наземные животные. Среди клещей и пауков есть вторичноводные формы.

Биологию паукообразных можно рассмотреть на примере паука-крестовика.

Внешнее строение и образ жизни. Паука-крестовика (названного так за крестообразный рисунок на спинной стороне тела) можно обнаружить в лесу, саду, парке, на оконных рамах деревенских домов и дач. Основную часть времени паук сидит в центре своей ловчей сети из клейкой нити — паутины.

Тело паука состоит из двух отделов: небольшой вытянутой головогруди и более крупного шарообразного брюшка (рис. 90). Брюшко отделено от головогруди узкой перетяжкой. На переднем конце головогруди сверху есть четыре пары глаз, а снизу пара крючкообразных твердых челюстей — хелицер. Ими паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал. По каналу яд из ядовитых желез, расположенных у их основания, поступает в тело жертвы. Рядом с хелицерами находятся короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания — ногощупальца. Четыре пары ходильных ног расположены по бокам головогруди. Тело покрыто легким, прочным и довольно эластичным хитиновым покровом. Как и раки, пауки периодически линяют, сбрасывая хитиновый покров. В это время они растут.

Рис. 90. Внешнее строение паука: 1 — ногощупальце; 2 — нога; 3 — глаз; 4 — головогрудь; 5 — брюшко

На нижнем конце брюшка имеются три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину (рис. 91), — это видоизмененные брюшные ножки.

Рис. 91. Ловчие сети различных видов пауков (А) и строение (при увеличении) паутинной нити (Б)

Выделяющаяся из паутинных бородавок жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутинную нить. Различные части паутинных бородавок выделяют паутину разных типов. Паутинные нити различаются по толщине, прочности, клейкости. Различные типы паутины паук использует для строительства ловчей сети: в ее основании более прочные и не липкие нити, а концентрические нити — более тонкие и липкие. Пауки используют паутину для укрепления стенок своих убежищ и для изготовления коконов для яиц.

Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки (рис. 92). В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Паук-крестовик не может питаться твердой пищей. Поймав добычу, например какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Под их влиянием содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

Рис. 92. Внутреннее строение паука-крестовика: 1 — ядовитая железа; 2 — рот и пищевод; 3 — желудок; 4 — сердце; 5 — легочный мешок; 6″ — половая железа; 7 — трахеи; 8 — паутинная железа; 9 — кишка; 10 — мальпигиевы сосуды; 11 — выросты кишечника

Дыхательная система. Органы дыхания у паука — легкие и трахеи. Легкие, или легочные мешки, располагаются снизу, в передней части брюшка. Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей — длинных трубочек, доставляющих кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.

Кровеносная система у пауков незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубочки, расположенной на спинной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды.

У паука, как и у ракообразных, полость тела имеет смешанную природу — в ходе развития она возникает при соединении первичной и вторичной полостей чела. В теле циркулирует гемолимфа.

Выделительная система представлена двумя длинными трубочками — мальпигиевыми сосудами.

Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки маль-пигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.

Нервная система паука состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.

Размножение. Оплодотворение у пауков внутреннее. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах. Самка через некоторое время после оплодотворения откладывает яйца, оплетает их паутиной и формирует кокон (рис. 93).

Рис. 93. Самка паука с коконом (А) и расселение паучков (Б)

Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром на большие расстояния — происходит расселение пауков.

Многообразие паукообразных. Кроме паука-крестовика к отряду Паукиотносятся еще около 20 тыс. видов (рис. 94). Значительное число пауков строят из паутины ловчие сети. Y разных пауков паутины различаются по форме. Так, у домового паука, обитающего в жилье человека, ловчая сеть напоминает воронку, у ядовитого, смертельно опасного для человека каракурта ловчая сеть напоминает редкий шалаш. Среди пауков встречаются и такие, которые не строят ловчих сетей. Например, пауки-бокоходы сидят в засаде на цветках и поджидают прилетающих туда мелких насекомых. Эти пауки обычно ярко окрашены. Пауки-скакунчики способны прыгать и таким образом ловить насекомых.

Рис. 94. Разнообразные пауки: 1 — паук-крестовик; 2 — каракурт; 3 — паук-полк; 4 — паук-краб; 5 — тарантул

Пауки-волки бродят повсюду, разыскивая добычу. А некоторые пауки сидят в норках в засаде и нападают на проползающих поблизости насекомых. К ним принадлежит крупный паук, обитающий на юге России, — тарантул. Укусы этого паука для человека болезненны, но не смертельны. К Сенокосцам относятся очень длинноногие паукообразные (около 3500 видов) (рис. 95, 2). Головогрудь у них нечетко отделена от брюшка, хелицеры слабые (поэтому сенокосцы питаются мелкой добычей), глаза располагаются в виде «башенки» сверху головогруди. Сенокосцы способны к самокалечению: когда хищник хватает сенокосца за ногу, он отбрасывает эту конечность, а сам убегает. Причем оторванная нога продолжает сгибаться и разгибаться — «косить».

Читать еще:  Паук черный каракурт

Скорпионы хорошо представлены в субтропиках и пустынях небольшими животными длиной 4-6 см (рис. 95, 3). В тропиках обитают крупные скорпионы длиной тела до 15 см. Тело скорпиона, как и у паука, состоит из головогруди и брюшка. Брюшко имеет неподвижную и широкую переднюю часть и узкую, длинную подвижную заднюю. На конце брюшка имеется вздутие (там расположена ядовитая железа) с острым крючком. Им скорпион убивает свою добычу и защищается от врагов. Для человека укол крупного скорпиона ядовитым жалом очень болезненный, может привести к смерти. Хелицеры и ногощупальца у скорпионов имеют форму клешней. Однако клешни-хелицеры маленькие, а клешни-ногощупальца очень большие и напоминают клешни раков и крабов. Всего насчитывают около 750 видов скорпионов.

Рис. 95. Различные представители паукообразных: 1 — клещ; 2 — сенокосец; 3 — скорпион; 4 — фаланга

Клещи. Клещей насчитывают более 20 тыс. видов. Длина их тела обычно не превышает 1 мм, очень редко — до 5 мм (рис. 95, 1 и 96).

В отличие от других паукообразных у клещей тело не разделено на головогрудь и брюшко. У клещей, которые питаются твердой пищей (микроскопическими грибами, водорослями и т. д.), челюсти грызущего типа, а у питающихся жидкой пищей они образуют колюще-сосущий хоботок. Обитают клещи в почве, среди опавших листьев, на растениях, в воде и даже в домах человека. Питаются они гниющими растительными остатками, мелкими грибами, водорослями, беспозвоночными, сосут соки растений, в жилых помещениях людей микроскопические клещики питаются сухими органическими остатками, содержащимися в пыли.

Некоторые клещи наносят существенный вред человеку. Так, паутинные клещи повреждают различные культурные растения. Амбарные клещи портят хранящееся в зернохранилищах зерно. Вредят человеку паразитические клещи. Например, чесоточные зудни проникают в кожу человека и животных, прогрызают там ходы, вызывая заболевание — чесотку. Иксодовые клещи переносчик клещевого (рис. 96), обитающие в лесах, например собачий энцефалита клещ, таежный клещ, подкарауливают крупных животных (чаще всего млекопитающих), сидя на травинках, веточках деревьев и кустарников. Они цепляются конечностями за шерсть проходящего мимо животного и, проколов его кожу хоботком, сосут кровь. При этом тело насосавшегося клеща увеличивается в несколько раз — до размера крупной горошины. Иксодовые клещи могут нападать и на людей. Для человека эти животные опасны тем, что переносят тяжелую вирусную болезнь — таежный энцефалит.

Рис. 96. Иксодовый клещ

Значение паукообразных. Паукообразные играют большую роль в природе. Известны среди них и растительноядные, и хищники, которые поедают других животных. Паукообразными, в свою очередь, питаются многие животные: хищные насекомые, птицы, звери. Почвенные клещи участвуют в почвообразовании. Некоторые клещи являются переносчиками тяжелых заболеваний животных и человека.

Паукообразные — первые наземные членистоногие, освоившие почти все условия обитания. Тело их состоит из головогруди и брюшка. Они хорошо приспособлены к жизни в наземно-воздушной среде: имеют плотные хитиновые покровы, обладают легочным и трахейным дыханием; экономят воду, играют важную роль в биоценозах, имеют важное значение для человека.

Паукообразные

Паукообразные – лат. Arachnida. Класс паукообразные — хищные беспозвоночные животные, относятся к типу членистоногие. В состав класса паукообразные относятся как ядовитые, так и не опасные для человека животные. По своему строению класс паукообразные напоминают ракообразных животных, но всё же отличаются от них рядом признаков. Которые образовались из-за перехода паукообразных животных от водного к наземному образу жизни.

Особенности паукообразных животных

Основная еда паукообразных животных – это насекомые или жидкая (полужидкая) пища. Все паукообразные имеют шесть пар конечностей: четыре пары ходильных ног и две пары челюстей. У большинства представителей этого вида тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

Органы зрения развиты слабо, сложные глаза отсутствуют.

Среди органов дыхание у большинства представителей этого вида присутствуют и лёгкие и трахеи, например у пауков.

Размножение у паукообразных животных половое. Все представители раздельнополые.

К паукообразным беспозвоночным относится огромное количество животных, которые делятся на 11 отрядов: Пауки, скорпионы, ложноскорпионы, сенокосцы, клещи, фрины, жгутоногие, рицинулеи, шизомиды, телифоны и сольпуги. Наиболее распространенными среди паукообразных животных являются пауки, клещи и скорпионы.

Краткая характеристика отряда пауки

Среди пауков хорошо распространён паук-крестовик. Своё название паук-крестовик получил из-за наличия белого крестообразного рисунка на спинной стороне тела. Тело этого животного состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. Но брюшко сильно вздутое и не расчленённое. Усиков и сложных глаз у него нет. Имеет шесть пар конечностей: четыре пары ходильных ног и две пары челюстей. Все представители отряда пауки – хищные животные. Свою добычу паук убивает с помощью первой пары челюстей. Паук вонзается в добычу, в образовавшиеся ранки с ядовитых желёз стекает яд, который убивает жертву. Поедание добычи осуществляется с помощью второй пары челюстей.

Аргиопа – лат. Argiope, представитель типа членистоногие, относится к классу паукообразные животные. Аргиопы ведут наземный образ жизни. Питаются мелкими насекомыми.

Краткая характеристика отряда клещи

Клещи также относятся к паукообразным беспозвоночным животным. Сейчас известно около 50 тысяч видов клещей. Длина их тела очень маленькая и редко достигает 0,4 мм. Тело клещей может быть как цельное, так и разделённое на две части. Клещи, как и пауки, имеют шесть пар конечностей: из них четыре пары ходильных ног и две пары челюстей. Среди них самым распространённым можно считать чесоточного зудня, который является возбудителем такой болезни, как чесотка. Клещ поселяется на теле и, проделывая тоненькие ходы, заражает человека.

Краткая характеристика отряда скорпионы

Скорпионы относятся к типу членистоногих паукообразных животных. Насчитывается более 1200 видов животных. Тело скорпионов также как и пауков состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. Всё тело скорпионов покрыто специальным защитным покровом – хитином, который состоит из азотистого органического вещества. Скорпионы имеют четыре пары ног и пару клешневидных конечностей. Яд скорпиона расположен в хвостовой части тела, и делится на два вида. Первый из них просто парализует свою жертву, а второй, если во время не найти противоядие может привести к смерти как животное так и человека. Скорпионы в основном предпочитают жаркие места. Их можно встретить в Северной и Южной Америке, а также на юге Европы.

Читать еще:  Что за паук

Класс Паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели и задачи урока

Образовательные:

  • Формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности паука — крестовика в связи с поземно — воздушной средой обитания.

Воспитательные:

  • Воспитание наблюдательности.
  • Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
  • Воспитание культуры труда.

Развивающие:

  • Развивать когнитивные процессы учащихся.
  • Развивать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни».
  • Умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

Оборудование

  • Таблица «Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик».
  • Видеофильм «Класс Паукообразные».
  • Таблица «Тип членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак».
  • Мультимедиа. Презентация
  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон.

План урока

I. Организация урока.

Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, учебных принадлежностей у учащихся.

Сообщение содержания урока.

II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

Программированный опрос учащихся по теме: «Тип членистоногие. Класс Ракообразные»

Установите соответствие определений и терминов.

I вариант

  1. Органы выделения рака речного
  2. Место обитания рака речного.
  3. Органы чувств речного рака.
  4. Отделы тела ракообразных.
  5. Представители ракообразных.
  6. Пищеварительная система рака.

А -креветка, Б -водоемы,

В — рот, Г — желудок, Д — головогрудь, Е — брюшко,

Ж — зеленые железы, З — усики, И — глаза.

II вариант

  1. Органы защиты речного рака.
  2. Смена наружных покровов речного рака.
  3. Представители ракообразных.
  4. Покровы тела речного рака.
  5. Органы дыхания речного рака.
  6. Органы, расположенные на брюшке речного рака.

А-линька, Б- клешни,

В — мокрица, Г- жабры, Д — хитин, Е — циклоп,

Ж — хвостовой плавник, З — брюшные ножки.

Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через проектор, подготовленного учителем с помощью мультимедиа (слайд 1).

№ вопроса123456
I вариантЖБЗ, ИД, ЕАВ, Г
II вариантБАВДГЖ, З

III. Изучение нового материала.

Скажите, с каким типом животных мы начали с вами знакомство?

Назовите характерные признаки типа членистоногие.

Мы продолжаем знакомство с типом членистоногие. Обратите свое внимание на экран. Предлагаю вам отгадать загадки. Кто это? (слайд 2).

Не по рыбам, а сети расставляет? (паук)

На полке в уголочке, висит сито не руками свито?(паутина)

Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о пауках и паутине

Тема нашего урока: «Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука — крестовика»

Объяснение нового материала сопровождается мультимедиа (слайд 3).

«Фу! Паук!» -вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца этого животного. Необъяснимое отвращение испытывает человек, а порой и страх при встрече с пауками. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группой животных ( слайд 4).

Знакомство с представителями паукообразных (презентация учащегося). (слайд 5-8).

Сообщение целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке познакомимся с основными признаками класса паукообразные на примере паука — крестовика.

Латинское название пауков «Арахниды» («Arachnida»). Откуда же пошло название пауков? (слайд 9).

Легенда рассказывается учителем на фоне медленной музыки.

Известен древнегреческий миф об Арахне — дочери ремесленника, которая обучалась ткачеству у богини Афины. Она стала похваляться искусством ткачихи и даже вызвала саму Афину на состязание. Разгневанная Афина превратила мастерицу в паучиху. Согласно легенде при классификации пауки получили имя Арахниды.

Паук — во многом интересное животное. Каково строение паука? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице. Типичным представителем является паук — крестовик. Почему? (слайд 10)

Среда обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика (слайд 11)

Чтобы уточнить среду обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика обратимся к учебнику. На странице 121 вы найдете ответы на вопросы, которые вам предложены.

Самостоятельная работа с учебником страница 121.

  • Подготовить ответы на вопросы (вопросы лежат на столах детей):
  • Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
  • Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикрепляются? Обратите внимание на чувствительные волоски и ноготки на конечностях.
  • Почему пауков относят к типу членистоногие?
  • Какие органы можно рассмотреть на голове паука? Есть ли у пауков усики? Сколько глаз и какие типы глаз у паука?
  • Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?

Работа с учащимися по вопросам. Оценивание ответов.

Обобщение учителя (рассказ по таблице «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук — крестовик»)

Особенности строения паука — крестовика мы с вами охарактеризовали, а теперь изобразим внешнее строение паука в тетради.

Самостоятельная работа в тетрадях страница 25 рис.19. «Схема внешнего строения паука крестовика».

Проверка самостоятельной работы по опорному рисунку (слайд 12).

Опираясь на схему сделаем вывод, что:

Пауки — восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, нет усиков.

Назовите черты отличия и черты сходства во внешнем строении рака и паука — крестовика. (слайд 13-14)

II часть изучения нового материала

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Особенности внутреннего строения паука — крестовика по сравнению с речным раком.

Охота и питание паука — крестовика.

Учитель: Пауки выживают там, где другие гибнут — в высокогорьях, пещерах. Почему?

Они могут несколько недель обходиться без пищи.

Существует 2 отличительные черты у пауков:

  1. Они все плетут паутину,
  2. Ядовиты.

Что такое паутина и для чего она нужна? (сообщение учащегося)

Посмотрите на экран. Обратите внимание на то, каким способом паук умерщвляет жертву? (просмотр фильма)

Заполнение схемы в тетрадях учащихся стр. 25 схема 14.

Особенности пищеварительной системы паука — крестовика: (слайд 15)

Вывод учащимися: питание начинается вне организма под влиянием яда и слюны. Пауки питаются жидкой, частично переваренной пищей.

Читать еще:  Паук мизгирь фото

Как питается речной рак? В чем отличие пищеварительной системы рака от пищеварительной системы паука?

Среда обитания пауков

Какова среда обитания пауков? Почему? (слайд 16)

Органы дыхания: 1) легкие: мешки, 2) трахеи. Газообмен происходит в них. Дышат кислородом воздуха.

Назовите органы дыхания рака.

Кровеносная система пауков (слайд 17)

Какова кровеносная система рака?

Кровеносная система пауков — незамкнутая, сердце в виде трубки, жидкость — гемолимфа.

Органы выделения пауков (слайд 18)

Назовите органы выделения рака.

У паука органами выделения являются Мальпигиевы сосуды.

Нервная система паука

Какова нервная система рака?

У паука нервная система состоит из: головогрудный узел + нервы.

Репродуктивная система (слайд 19)

У пауков женские половые железы — яичники. Мужские половые железы — семенники.

Самостоятельная работа с учебником.

Как происходит размножение и развитие пауков? Как размножаются раки?

Вывод: для пауков характерен половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение в связи с жизнью на суше, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление паучат весной следующего года.

IV. Итог урока

Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест.

Взаимопроверка работ учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через мультимедиа (слайд 20).

V. Д/з

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка о Д/з (слайд 21).

  • параграф 25, страницы 120 — 124,
  • Сообщение (дополнительная литература) — «5»,
  • Задание 2 стр.126 — «4»,
  • Задание 4 стр. 126 — «3».

Литература

  1. Биология. Животные. Учебник для 7 класса/В.Н.Константинов, В.С. Кучменко и Н. Пономарёва.- «Вентана — граф», 2005.
  2. Биология. Справочник для учителя. Москва 1995.
  3. Журнал «Биология в школе», №6 Москва «Школа — пресс»,1995.
  4. Книга для учителя «Я иду на урок биологии», Москва, 1999.

Класс Паукообразные

Численность, отряды

Паукообразные одни из древнейших обитателей Земли. По мнению ученых, они появились 2-2,5 млн. лет назад в каменноугольный период палеозоя. Палеозоологи насчитывают до 2 тыс. видов ископаемых паукообразных. За долгую историю существования они умело приспособились к сухопутной среде обитания. Представители класса встречаются на всех материках (за исключением Антарктиды) и во всех природных зонах (за исключением приполярных).

В мире насчитывается свыше 112 тыс. видов паукообразных. Среди них выделяются три группы:

  • клещи (55 тыс. видов);
  • пауки (44 тыс. видов);
  • скорпионы(750 видов).

Общие черты

По наличию передних хватательных челюстей – хелицеров, класс Паукообразных еще именуют Хелицеровым. Паукообразные, общая характеристика которых представлена ниже, имеют схожие черты:

  • восемь ходильных ног;
  • околоротовые щупальцы;
  • трахейно – легочное дыхание;
  • отсутствие усиков;
  • простое устройство глаз.

Вместе с тем, визуально заметны особенности строения тела представителей каждого отряда:

  • у клещей – единое туловище;
  • у пауков – две части (головогрудь и брюшко);
  • у скорпионов – 3 части (головогрудь, переднебрюшье, заднебрюшье).

Длина тела у разных типов хелицеровых варьирует от 0,1 мм до 30см.

Южноамериканский паук голиаф-птицеед достигает в среднем диаметра 10 см, а максимальный 25-30см.

Многообразие видов

Пауки

Пауки, преимущественно, сухопутные обитатели. Это хищные членистоногие, охотящиеся за насекомыми, безповоночными, а также мелкими птицами и млекопитающими. Способы ведения охоты отличаются. Огромный тарантул делает засаду в земляной норе и нападает на приближающихся насекомых. Пауки – бокоходы располагаются в венчиках цветов и поджидают летающих мошек. Домовые пауки раскидывают сети для ловли мух. Пауки – скакунчики способны во время прыжка хватать добычу.

В пресных водоемах водится паук-серебрянка, сплетающий из паутины подводный домик. У каракурта, опасного своим смертельным ядом, паутина напоминает шалаш. Домовые арахноиды плетут сеть в виде воронки.

Отдельные виды способны выделять яд, обладающий высокой токсичностью. Например, у каракурта живущего в Крыму, на Кавказе и Средней Азии, яд в 15 раз сильнее чем, у гремучей змеи. Укус членистоногого может привести к смерти, если человеку вовремя не ввести сыворотку.

Рис 1. Паук тарантул

Клещи

Примитивными паукообразными насекомыми являются клещи. Они, как правило, имеют микроскопические размеры (1-5 мм) и ведут паразитарный образ жизни. Местами их обитания могут быть растения, засохшие листья, пищевые продукты (зерно). Они проникают под кожу человека и животных.

Через укусы клещей передаются опасные заболевания, прежде всего энцефалит. Чесоточные зудни прогрызают подкожные ходы и вызывают болезнь чесотку. Чтобы не допустить заражения необходимо соблюдать правила гигиены, тщательно мыть руки, в теплое время года осматривать одежду и тело после прогулок. Клещ, насосавшийся крови, увеличивается до размеров горошины. Его осторожно удаляют вращательными движениями с помощью пинцета.

Если оторванная голова клеща останется в ранке, она быстро загноится.

В зависимости от типа питания у клещей бывают ротовые конечности разного строения:

Развитие с метаморфозом характерно для клещей, что отличает их от прочих арахноидов. Насекомое последовательно проходит несколько стадий. Сначала самка откладывает яйца. Из них появляется личинка, имеющая 3 пары конечностей. После первой линьки у особи вырастает еще одна пара ног. Пройдя несколько линек, личинка трансформируется во взрослое насекомое.

Рис 2. Внешний вид клеща

Скорпионы

В районах с жарким климатом встречаются скорпионы. Они напоминают миниатюрных раков, из-за ногощупалец в форме клешней. Размер скорпионов от 1,3 см до 15 см. Их укус представляет опасность для мелких животных, а иногда для человека.

Самый ядовитый израильский скорпион обитает на севере Африки.

Рис 3. Внешний вид скорпиона

Значение

Паукообразные занимают свое место в общей экологической системе. Они приносят пользу, уничтожая многих вредоносных насекомых (мух, тлей) и, в свою очередь, являются кормом для птиц, земноводных, млекопитающих.

Про образ жизни некоторых представителей класса можно сделать сообщение на уроках биологии. Например, составить краткий доклад на тему: “Энцефалитный клещ – разносчик опасного заболевания”. Описание включает ответы на вопросы: где обитают клещи, как происходит развитие и размножение, какой вред приносят?

В книгах для 1 класса можно узнать, как называются виды, какое количество их насчитывается, какие животные относятся к разным группам.

Что мы узнали?

Паукообразные или хелицеровые – членистоногие наземные животные. Играют важную роль в пищевой цепочке. Отличаются многообразием видов. Некоторые представляют опасность для человека, и наносят вред хозяйству.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector